«Когда я слышу плач и переживания насчет плохого состояния экономики, мне хочется сказать: думайте о клиентах, партнерах, ищите новых. Вот этим надо заниматься», — заметил Ма в ходе своего выступления в рамках ПМЭФ. И это отнюдь не пустые слова. За ними — двадцатилетний бэкграунд интернет-компании Alibaba, одного из лидеров мировой электронной коммерции. Сейчас всего 4,2 процента ее акций оценивается в 7,9 миллиарда долларов, и если верить рыночным котировкам — это далеко не предел. Хотя многие были бы рады и первоначальной сделке — выход Alibaba на рынок акций в сентябре 2015 года принес компании около 25 миллиардов долларов. Но для Ма, по его словам, деньги и их количество — второстепенный вопрос. Ему интересно совсем другое, а именно — сформировать на базе своей компании такую площадку, которая смогла бы стать средой для бизнеса по всему миру. С этой идеей он и приехал в Россию.

В результате у него сформировалась система, которую он экстраполировал не только на собственный бизнес, но и вообще на предпринимательское сообщество. Причем ставку Ма решил делать на малый и средний бизнес, на котором держится экономика всех развитых стран. Концепция достаточно проста: дать предпринимателям площадку, облегчающую коммуникацию с клиентом (маркетинг, взаиморасчеты и так далее), и логистику. И тем самым вывести малые предприятия из своей локальной среды обитания в общемировую торговлю. Это позволило бы небольшим компаниям экономить на затратах, одновременно развивая свой бизнес. Со временем Alibaba превратилась именно в такую площадку. Ма сам видит, как его идея дает всходы.

Джек Ма с уверенностью сказал, что видит потенциал у российского бизнеса, в случае если будут развиваться малые и средние предприятия. Например, в сфере туризма или производства локальных продуктов. Однако для этого надо формировать логистическую инфраструктуру, осваивать новые технологии ведения бизнеса, создавать новые товары и услуги, ориентированные не только на местные нужды, но и на экспорт.

«Двадцать лет назад я очень хотел быть богатым, а теперь уже нет. Потому что чем больше денег, тем больше ответственности. Я хочу быть обычным человеком. Это гораздо интереснее», — говорит миллиардер. «Самая крупная моя ошибка, которую я совершил, — это то, что я создал Alibaba. Я не думал, что это так изменит мою жизнь. Я просто пытался создать небольшую компанию, чтобы заработать, — рассказывает Ма. — Но она стала такой крупной, что моя ответственность очень сильно возросла, и моя жизнь очень усложнилась. Если у меня будет следующая, то я уже не захочу в ней заниматься бизнесом».