Правительство вернуло Минэкономики на доработку его доклад об унификации законодательства об открытых торгах по реализации госимущества. Усовершенствовать правила торгов поручил Владимир Путин, но решение проблемы тормозят межведомственные разногласия: Минэкономики выступает за принятие нового закона с едиными правилами для разных видов реализации госактивов — по аналогии с законом о госзакупках, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минкомсвязь предлагают создать универсальную процедуру на базе действующего закона «О защите конкуренции».

В распоряжении «Ъ» оказалась переписка Минэкономики с аппаратом Белого дома по поводу разработки концепции усовершенствования законодательства об открытых торгах для различных видов процедур: приватизации государственного и муниципального имущества, реализации арестованных и заложенных активов (в том числе в рамках банкротства), предоставления недвижимости инвесторам и продажи экспортных квот. Минэкономики предложило принять единый закон «Об открытых торгах», в котором были бы аккумулированы все виды процедур по аналогии с законом о госзакупках, при этом информация должна размещаться на уже существующем официальном портале открытых торгов. По планам министерства в перспективе это позволит продавать госимущество на электронных торгах.

Обеспечить проведение таких торгов Владимир Путин поручал правительству еще в срок до 15 февраля 2015 года, но электронная приватизация федерального имущества до сих пор не началась, этот вид торгов пока использовали лишь несколько регионов. Доклад с предложениями унифицировать правила торгов Минэкономики направило в правительство по итогам состоявшейся в конце июня встречи Владимира Путина с президентом «Деловой России» Алексеем Репиком, который пожаловался президенту на «очень тяжелую ситуацию» с продажей регионального и муниципального имущества, лесных и земельных активов, а также ликвидируемых и обанкротившихся предприятий. По данным «Деловой России», для таких торгов предусмотрено более 60 различных процедур, их правила регулируют около 30 нормативных актов, при этом в большинстве случаев электронные торги вообще не предусмотрены. В итоге «требования устанавливаются чиновниками, как им в голову взбредет», сказал тогда господин Репик, попросив «проработать механизм унификации законодательства».

Однако разработку такого механизма тормозят межведомственные разногласия. Предложенную Минэкономики концепцию единого закона (подготовленную департаментом по развитию малого и среднего бизнеса) правительство вернуло на доработку, потребовав согласовать ее со всеми заинтересованными федеральными органами власти. При этом Белый дом ссылается на наличие альтернативных законопроектов, находящихся на рассмотрении в Госдуме. Один из них был разработан Минкомсвязью и ФАС еще в 2014 году, но в итоге так и не был принят из-за возражений правительства и главного правового управления президента (в частности, дискуссия касалась отбора электронных площадок для торгов, которые теперь решено проводить на площадках для госзаказа). Тот проект, однако, предлагал установить общие правила торгов в рамках закона «О защите конкуренции» и внести поправки в 30 нормативных актов для повышения прозрачности, конкурентности торгов и их доступности для малого и среднего бизнеса. Но эта концепция прямо противоположна идеям Минэкономики, которое уже предложило создать межведомственную рабочую группу для разработки нового законопроекта.